Отдых в России

:

Израиль. Возвращение на Святую Землю.

Часть 5-я здесь:

https://www.marshruty.ru/travel/004israelfebruary/

 

При сильном увеличении на линии горизонта можно различить еврейскую конницу, атакующую евро (конные хасиды в черных шляпах побивают менорами большой знак европейской валютной единицы)…

И когда об этом думаешь, становится, конечно, грустно. Все?таки столько лет носил на груди паспорт с двуличным российским орлом.

 

«Ананасная вода для прекрасной дамы», Виктор Пелевин

 

Темплеры вновь. Деревня Абу-Гош. Рассказ Тане про апартаменты. Метро в Тель-Авиве. Краткая библейская история еврейского народа: Авараам, Саррра, Исаак, Иаков и Прекрасный Иосиф. Пророк Моисей и десять бесплатных Заповедей. Земля Обетованная – ипотека длиной в 40 лет. Филистимляне. Судья Самуил, цари Савл, Давид и Соломон. Израиль и Иудейское царство. 10 потерянных колен Израилевых, вавилонское пленение и персидский царь Кир Великий. Второй Храм. Виночерпий Неемия и священник Ездра. Дорога на Иерусалим и император Франц-Иосиф I. Мосты для животных. Останки бронемашин. Стены Старого города. Яффские ворота. Башня Давида. Панорама с крыши хостела. Церковь Иммануэль. Армянский квартал. Еврейский квартал. Улица Кардо. Синагога Хурва. Золотая менора. Стена Плача. Бар-мицва. Археологический парк. Ворота Хульды. Вдоль восточной стены: вид на Масличную гору. Три гробницы: Авессалома, Бней Хейзир и Захарии. Монастырь Марии Магдалины и Церковь Всех Наций. Гефсиманский сад. Золотые ворота. Львиные ворота – начало Виа Долороза. Вефезда. Чудо у Овечьих ворот. Церковь Св. Анны. Via Dolorosa. Монастырь «Сестры Сиона». Арка Esse Homo. Церковь Бичевания. Австрийский странноприимный дом. След от руки Иисуса. Эфиопский монастырь на крыше храма Гроба Господня. Храм Гроба Господня, самое безопасное место в Израиле. Александровское подворье. Вилла в джунглях.

 

В 9-00 мы (принявшие душ и напившиеся чаю) уже стояли на условленном месте напротив нашего дома. Подъехавшая (вовремя) гид Таня похвалила нас за пунктуальность.

001-В ожидании Тани
В ожидании гида

-Да, мы такие, -ответили мы, зардевшись.

-Тель-Авив переводится как «Холм весны», -задумчиво произнесла Таня, когда мы в машину уселись. И спросила:

-Где же вы за эти дни побывали?

-По Старой Яффе погуляли, в Ашкелон съездили, -сообщили мы.- В Тель-Авиве в Сароне побывали. Раньше ее не было. Но до этого на рынок Кармель взглянули и по чашке кофе в Неве-Цедек выпили. Кстати, а ты нам про темплеров расскажи (пожалуйста).

-Темплеры – протестанты, -охотно откликнулась Таня.- Верят, что Второе Пришествие состоится, но только если встречать его будут достойные. Т.е. нужно построить храм, но не на земле, а в душе.

-Первое место, куда темплеры приехали – Хайфа. Начали внедрять здесь западные технологии. Нужно напрячься и представить себе, что здесь до их появления (1866 год) было. Это был Богом забытый край пустыни, по которому верблюды бродили. Чахлые пальмы торчали, дорог не было. Когда в 1909 году начали Тель-Авив строить, не было ни трактора, ни экскаватора. Все тачками возили.

-Ашкелон – древний финикийский город. Хорошее место.

-Нас там борщом угостили, вставили мы.

-Святое дело, -согласилась Таня.

-Рекомендовали нам в деревню Абу-Гош (близ Иерусалима) заехать, -сообщила свояченица.

-На Иерусалим (по самому минимуму) нужно два дня. Меньше нельзя. Больше (сколько угодно) – можно. Деревня Абу-Гош - заехать в нее можно, но это развлечение больше для тех, кто живет здесь давно. В ней есть мечеть, построенная Кадыровым. Я вам царя Давида (вместо Кадырова) покажу. Царь Давид определенно лучше.

-Как вы попали в свою квартиру? Вот что мне интересно.

-С трудом, -отвечали мы.- Вначале нашли лифт (он отдельно во двор выходит), но не нашли почтовый ящик.

-Без Мойши?

-Магазин Мойши к тому времени закрыт был. Очаровательная (говорящая по-английски) девушка из соседнего магазина, торгующего вечерними платьями, закрыла свой магазин и пошла искать подъезд. В котором – почтовый ящик, а в ящике – ключ от лифта. Нашла.

-В квартире при нас доделывали ремонт. Нам предложили минут десять пива попить, но мы не поддались и перетащили туда на лифте все чемоданы. А лифт какой смешной – от ключа работает.

-Более того, когда доедешь до 3-го (нашего) этажа, нужно нажать кнопку открытия дверей, иначе до утра кататься будешь снизу доверху (и наоборот).

-Не работали кондиционеры, не было света на лоджии и в ванной комнате (в последней и двери нет). Через полтора часа разговора хозяин от денег отказался. Мы только вчера с ним расплатились. Все починили, вот только дверь в ванную так на лоджии и валяется.

002- В дороге
Дорога на Иерусалим

-Газовая плита не работает, зато работает электрическая. В квартире неимоверное количество кухонной техники: тостеры-ростеры, кофеварки и т.п. Одних ножей-вилок – штук тридцать. Такое впечатление, что со всего города натащили.

Мы (чтобы не забыть) отдали Тане деньги за все экскурсии, в том числе и будущие.

-В Тель-Авиве метро роют? –поинтересовался я.- Город же на песке стоит?

-Да, -подтвердила Таня.- Три месяца назад рыть начали. Половина его на земле будет. Гуманно роют: проехать можно.

-В музее знакомый один, танки рассматривая, заявил: смотри какие широкие – ни по одному мосту не пройдут, -сообщил я.

-У нас в Израиле мостов нет, потому что рек (почти) нет, -заметила Таня.- Лишнее подтверждение тому, что ЦАХАЛ – армия оборонительная. Но вернемся в древность.

003-На Иерусалим

-История еврейского народа начинается в 19 веке до н.э. Некий Аврам вместе со своей женой (единокровной сестрой, по совместительству) Сарой и племянником Лотом покидают город Ур в Древней Месопотамии и отправляются в Ханаанскую землю, потому что Бог пообещал эту землю Авраму. Время от времени приторговывая Сарой (однажды ее за фараона замуж выдали, в другой раз – за царька местного), Аврам и Лот нажили большие состояния и настолько огромные стада скота, что пасти их вместе негде было. Пришлось разделиться: Лот отправился на восток в Иорданские окрестности, Аврам же прикупил землю в Хевроне.

-У Аврама и Сары родился сын Исаак, которого Аврам чуть было (по требованию Бога) не принес в жертву на горе Мориа. В награду за верность Бог переименовал Аврама в Авраама, а Сару – в Сарру, заключил с ними Завет и подтвердил право на владение всей землей Ханаанской. Кроме того, Бог повелел обрезать (в чисто гигиенических целях) всех младенцев. И не только: Авраам обрезал крайнюю плоть в возрасте 99 лет.

-Исаак (кроме того, что чуть было не стал жертвой) ничем особым не прославился, зато родил двух детей: Исава и Иакова. Хитроумный Иаков выменял (за чечевичную похлебку) у Исава право первородства, а однажды целую ночь боролся с Богом, требуя его благословить. Бог остался доволен рвением Иакова и дал ему новое имя – Израиль (Борющийся с Богом). Дети Иакова стали родоначальниками 12 колен Израилевых. Но предварительно продали своего младшего брата, любимчика отца, рожденного от Рахили, Иосифа, первому встречному каравану за 20 серебреников. А отцу показали одежду Иосифа, испачканную в крови, сообщив, что брат пал жертвой хищника.

-Иосиф, перепроданный караванщиками, попадает в дом египетского фараона Потифара. Жена фараона пыталась соблазнить Иосифа, но ничего у нее не вышло. Тогда (обидевшись) она оговорила Иосифа и тот попал в тюрьму. Помимо прочих достоинств, Иосиф превосходно толковал сны (в тюрьме – сны сокамерников). Услышав об этом, фараон позвал Иосифа и приказал тому растолковать приснившийся фараону сон о тощих коровах, пожирающих тучных. Иосиф сообщил фараону, что сон означает: после семи урожайных лет Египет ожидает семь неурожайных лет, так что необходимо запастись продовольствием. Фараон настолько восхитился, что поставил Иосифа «над всей землей Египетской», т.е. ответственным за продовольственную программу. Тут как раз голод в Ханаане случился и Иосиф переселил весь свой род вместе с братьями и престарелыми родителями в Египет.

Прошли сотни лет, все эти персонажи умерли, а евреи в Египте прижились и размножились. При одном из фараонов, приказавшем убить всех еврейских первенцев, евреям стало уже не до Египта.

-Бог (Иегова, он же Яхве) к разным народам обращался, предлагая заповеди. Французам не понравилась «не прелюбодействуй», грузинам – «не укради». Добрался он наконец и до евреев, недавно (под чутким руководством пророка Моисея) из египетского плена сбежавших.

-Я пришел дать вам заповеди, -сообщил им Бог.

-А сколько они стоят? –немедленно спросили евреи.

-Бесплатно, -ответил Бог.

-Тогда мы берем десять, -обрадовались евреи.

Тем более, что вдобавок (к Заповедям) получили они от Яхве (бонусом) Землю Обетованную. Которую, впрочем, Бог им уже однажды подарил.

-Взяли евреи Скрижали с Заповедями и продолжают по пустыне бродить – чтобы про рабство собственное забыть. И везде, где остановятся, Скинию Завета (это палатка такая) ставят. В ней – Ковчег Завета, а в нем – Скрижали с Заповедями. Подробное описание Скинии (как инструкция в «ИКЕА») – в Ветхом Завете, в Торе («Пятикнижие Моисеево»). Иудеи читают Тору (54 главы) еженедельно и знают ее «на зубок».

-В какой то момент поднимается Моисей на гору Нево, дабы с ее высоты взглянуть на Землю Обетованную (пока еще Ханаанскую), народу его завещанную. И послал туда Моисей 12 разведчиков (по одному из каждого колена Израилева). Десять из них вернулись первыми и в один голос заявили, что Земля – говно полное. Великаны живут и вообще там все плохо. От таких печальных известий евреи расстроились, предложили переизбрать предводителя (вместо Моисея) и вернуться в египетский плен, мотивируя это тем, что в плену хоть живы останутся, тогда как при попытке завоевания Земли Обетованной всех их (вместе с женами и детьми) ждет неминуемая гибель.

-Но чуть позже вернулись два оставшихся разведчика - Иисус Навин и Халев. И принесли они огромные гранаты, великолепный инжир и виноградную гроздь такого размера, что пришлось положить ее на палку, а палку – на плечи.

-Яхве обиделся и объявил Моисею: «Ни один человек от 20 лет и старше не войдёт в землю Ханаан. Они видели мои чудеса в Египте и в пустыне и по-прежнему мне не доверяют. За это они будут странствовать по пустыне 40 лет, пока не умрёт последний из них. Только Иисус Навин и Халев войдут в землю Ханаан».

-Так оно все и вышло. Моисей умер и 40 лет спустя 12 племен израильских (под руководством Иисуса Навина) Землю Обетованную завоевали, предварительно перейдя реку Иордан и дойдя до Иерусалимских гор.

-Хананеи – семитский народ, пребывавший к моменту возвращения евреев в состоянии междоусобных войн, что очень способствовало успехам израильтян. Рядом с ними жили «народы моря», которых разбил египетский фараон Рамзес III. Один из «народов моря» нам хорошо известен: это филистимляне, вечные соперники израильтян. 13 век до н.э. (когда израильтяне пришли) – начало железного века и у филистимлян имелось железное оружие и латы. У филистимлян не было единого централизованного государства, имелся только союз пяти крупных городов-полисов: Ашдод, Ашкелон, Газа, Герар и Геф. Израильтяне, тем не менее, расселялись по Земле Обетованной - как могли.

-Главными у израильтян тогда были судьи – предводители, которые могли и повести за собой людей, и споры их рассудить. Потом судья Самуил помазал на царство первого израильского царя Савла (израильтяне жить хотели, как все). Савл не оправдал доверия Самуила и еще при жизни Савла Самуил тайно помазал на царство нового царя, Давида. Того самого мальчишку, который метким выстрелом в лоб (камушком из пращи) угробил великана-филистимлянина Голиафа.

-Давид решил, что царство без столицы – это несерьезно как-то. Для поиска будущей столицы нужно было, чтобы сошлись три условия: наличие воды и плодородной земли, а также выгодное для обороны место. Давид выбирает местечко, где дорога пролегала, и называет его Иерусалим (примерно 1000 лет до н.э.), т.е. Город Мира. Так что Иерусалиму – 3 тысячи лет. Место было обжитое: жили здесь иевусеи, у которых Давид его ненавязчиво и мягко отжал. И построил крепость – Град Давида, куда перенес Ковчег Завета с хранившимися в нем Скрижалями.

-Сын Давида, Соломон, прикупил соседнюю горку и построил на ней храм, куда (в свою очередь) перенес Ковчег Завета. При царе Соломоне государство сильно укрепилось – в основном за счет приданого его многочисленных жен. У Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Одна из его жен была дочерью египетского фараона (приданое – город Тель-Гезер): случай редкий, обычно фараоны своих дочерей замуж за иноверцев на сторону не выдавали.

-Жили при Соломоне тяжело, потому что царь много строил, а для обеспечения строительства все время повышал налоги. Но был честен и всегда перед избирателями отчитывался, сообщая, на что средства от введения нового налога пойдут:

-строительство Храма;

-строительство дворца (для себя, любимого) – для представительских целей;

-строительство стен вокруг Иерусалима;

-на укрепление трех городов: Тель-Гезера, Мегиддо и Тель-Хацора (самое северное место завоеваний еврейских племен).

-Во всех трех упомянутых городах нашли ворота, построенные по одному плану. Это сейчас ворота – калитка, раньше – очень сложное сооружение. Уязвимая точка общения с внешним миром – нужно укреплять.

-Соломон умирает, наследником становится его сын Ровоам. А налоги все те же. И тогда 10 колен из 12 заявляют, что им это все надоело и уходят на север. Царство разделяется на два: Северное – Израиль, Южное – Иудея.

-В 8-м веке до н.э. сюда приходят ассирийцы, разоряют и захватывают Северное царство и уводят население в плен (с тех пор и идет речь о 10 потерянных коленах Израилевых). Ассирийцы подходят к стенам Иерусалима, но взять его не могут и уходят. Ассирийцев сменяют вавилоняне (6 век до н.э.) под руководством Навуходоносора II. Вот они и с Иерусалимом, раскинувшимся на холмах, справились. Храм разрушили, а народ (примерно 10 процентов населения Иудеи) угнали в Вавилон. Вавилонское пленение было относительно недолгим (примерно 70 лет), потому что Вавилон завоевал замечательный персидский царь Кир II Великий. Он отпустил евреев домой. Но вернулись из плена всего 10 процентов и разбрелись по стране. Отстроили Второй Храм – смотреть без слез на него сложно было, а заодно и дорогу из Яффы в Иерусалим.

-В 5 веке до н.э. в Иудею из вавилонского плена возвращается священник Ездра, воссоздавший еврейскую религиозно-этническую идентичность на основе закона Торы. Он пишет письма в Сузы другому еврею, Неемии. Тот является знатным вельможей при дворе персидского царя Артаксеркса I. Неемия – личный виночерпий царя: это высокая должность, означающая абсолютное доверие. По личной просьбе Неемия был назначен наместником провинции Иудея и получил разрешение восстановить полуразрушенный Иерусалим. Вместе с Ездрой они строят Второй Храм и понимают, что нужно восстановить городские стены: какой же город без стен? Периметр города делят между прилегающими селами: каждое село должно починить свою часть стены.

-У Храма нет денег и Неемия вводит налог на его посещение – половина серебряного финикийского шекеля. Каждый приходящий в храм обязан поменять деньги на эту половину и отдать ее храмовому служителю.

-Ну, а что дальше было – это я вам еще в Масаде рассказывала.

004-На Иерусалим

-Дорогу на Иерусалим ремонтируют? –спросили мы Таню, взглянув в окна машины.

-Пробки достали всех, -ответила та.- Расширяют наше несчастное Первое шоссе.

005-Сажает деревья

-А что там мужик наверху делает?

007-Дорога на Иерусалим

-Деревья сажает. Гору срезают таким образом, что террасы остаются. На них землю хорошую насыпают – в нее деревья и сажают.

006-Дорога на Иерусалим

-Полторы сотни лет назад дорога из Яффо в Иерусалим представляла из себя узкую тропу вдоль заброшенной и разрушенной дороги еще античных времен. Путники (преимущественно христианские паломники) передвигались по ней на осликах, частенько натыкаясь на проживающих рядом малочисленных арабов. Арабы считали грабеж путников настоящим мужским делом – гораздо более достойным, чем крестьянский труд. Именно поэтому турецкие власти к 1860 году построили вдоль дороги 17 сторожевых пунктов. Один из них сохранился.

008-Сторожевой пост

-В сущности, Иерусалим (в отличие от Яффо) для мусульман большого значения не имел (чтобы там мусульмане сейчас не утверждали, но Иерусалим – в отличие от Мекки и Медины – в Коране ни разу не упоминается), а проблемы христиан и евреев османские власти волновали мало. Но в 1867 году австро-венгерский император Франц Иосиф I заявил о своем намерении посетить Иерусалим после участия в церемонии открытия Суэцкого канала. Турки моментально оценили размер предстоящего политического конфуза, если императору придется путь до Иерусалима на ослике преодолеть. Султан Абдул-Азиз немедленно распорядился начать строительство дороги шириной примерно 6 метров. Ее и построили, но зимними дождями дорогу смыло. И так еще два раза. Потому что большую часть ассигнований, выделенных на строительство дороги, перепилили чиновники.

-Перепуганный местный паша, понимавший, что в случае отсутствия приличной дороги его самого в асфальт закатают, приказал собрать деньги и построить дорогу заново. К строительству привлекли заграничных инженеров, так что Франц Иосиф I добрался (1869 год) до Иерусалима с относительным комфортом.

-Вот эти странные покатые мосты через дорогу – для животных, чтобы без потерь дорогу переходили.

009-Мост

-Слева на обочине – останки бронемашин. Пушка, в сторону арабской деревни повернутая. 14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а уже на следующий день экспедиционные силы пяти арабских государств вторглись на его территорию и Иерусалим оказался в осаде. По этой дороге караваны бронемашин пробивались в Иерусалим. Везли они продовольствие, медикаменты и боеприпасы. Немногие пробивались – это были просто грузовики, обвешанные листами металла.

010-Останки бронемашин

-При въезде в Иерусалим – большое кладбище.

011-Кладбище

Впереди показались дома Иерусалима и строящийся железнодорожный мост.

012-Дома Иерусалима
Дома Иерусалима
013-Дома Иерусалима
014- жд мост
015- Въезд в Иерусалим
016- Въезд в Иерусалим

-А вот и наш иерусалимский трамвай.

017-Иерусалимский трамвай
 

-Раньше трамваев в Иерусалиме не было.

018-Иерусалим

-Ну, мы же развиваемся.

020-Иерусалим
021-Иерусалим
022-Иерусалим
023-трамвай
024-Иерусалим

Между тем Таня поставила машину на подземной стоянке неподалеку от Яффских ворот, мы поднялись наверх и оказались посреди торговой галереи с модными магазинами. Девять лет назад ее вроде бы не было. Да нет, точно не было.

025-Выход

Погода не радовала: шел мелкий дождь.

027- В Иерусалиме
028-Галерея
029-Статуэтки
030-Иерусалим
031-Магазин
032-Галерея
033-Галерея

026-Стены Иерусалима

-В Иерусалим (т.е. в Старый город) мы войдем через Яффские ворота, -сообщила Таня.- Как и положено паломникам. Это основной вход в христианский и армянский кварталы.

034-Крепостная стена
Крепостная стена
035-Яффские ворота
Яффские ворота
038-Яффские ворота
039-Яффские ворота

036-Яффские ворота
100-Карта Старого города
Карта Старого города
101-Карта Иерусалима
Карта Иерусалима

-Во времена царей Давида и Соломона Иерусалим находился не совсем там, где нынче Старый город находится. При Давиде совсем другой город.

037-Контуры Иерусалима
Контуры Иерусалима

-Стены Старого города находятся практически на том же месте, что и в первом веке н.э., несмотря на то, что они с тех пор были разрушены несколько раз. Нынешние стены Иерусалима построены в 1538-1539 гг. по приказу османского султана Сулеймана Великолепного. Это времена Ивана Грозного. Протяженность их около 4,5 км, высота – от 5 до 15 м, толщина – до 5 м. При Сулеймане Великолепном в стенах было 6 ворот устроено, в 19 веке пробили еще одни – чтобы к храму Гроба Господня добираться ближе было.

040-Иерусалим

-Во времена царя Ирода город выглядел гораздо наряднее, чем сейчас. В нем было множество фонтанов.

041-Иерусалим
042-Иерусалим
043-Иерусалим

-Справа от нас находится Башня Давида, хотя к царю Давиду она имеет весьма косвенное отношение: в византийские времена считалось, что именно на этом месте располагался дворец царя. Крепость была построена во 2 веке до н.э. при Хасмонеях, а царь Ирод дополнил цитадель тремя мощными башнями.

044-Башня Давида

-После этого крепость разрушали и восстанавливали. Теперь в этом образце средневекового инженерного искусства располагается музей истории Иерусалима. Взгляните на наклонные стены – это чтобы мертвые зоны исключить. Бойницы, как и положено, к низу расширяются – так на атакующих кипяток удобнее лить.

045-Башня Давида
047-Башня Давида
051-Башня Давида
069-Башня Давида
085-Двор Башни Давида
Двор башни Давида

046-Башня Давида
049-У башни Давида

048-Иерусалим
050-Иерусалим
052-Иерусалим
053-Иерусалим

-А теперь пойдем взглянем на панораму Старого города, -сказала Таня и повела нас в хостел «New Petra House».

054-Хостел

Не знаю, бывают ли в хостеле постояльцы, но постоянный заработок у хостела имеется точно: вход на его крышу стоил 5 шекелей с носа.

055-Хостел
056-Хостел

-Весь Старый город – как на ладони, -удовлетворенно заметила Таня. – Два серых купола слева – храм Гроба Господня, правее – немецкая церковь Спасителя. Прямо впереди – золотой купол мечети Омара на Храмовой горе, за ней – Масличная гора со свечкой колокольни церкви Вознесения.

057-Панорама Иерусалима
058-Панорама Иерусалима
059-Панорама Иерусалима
060-Панорама Иерусалима
061-Панорама Иерусалима
062-Панорама Иерусалима
063-Панорама Иерусалима
064-Панорама Иерусалима
065-Панорама Иерусалима
067-Хостел

066-На крыше

-Совсем рядом с Яффскими воротами, напротив Башни Давида, находится англиканская церковь Христа или церковь Иммануэль, -сообщила Таня, когда мы вышли из хостела.- Первая протестантская церковь на Ближнем Востоке (1849 год). Зайдем в нее. Но вначале в кофейню (при ней) направимся – все продрогли.

068-церковь Христа
070-В кофейне
071-В кофейне
073-В кофейне
074-В кофейне

072-В кофейне

-Протестанты – конфессия относительно молодая, поэтому места в храме Гроба Господня им не нашлось. В начале 19 века в Лондоне возникло общество по распространению христианства среди евреев, способствующее также возвращению евреев на Родину. К середине того же века общество построило в Иерусалиме церковь Христа. Вначале церковь поочередно использовали англикане и лютеране, потом лютеране построили другую церковь возле храма Гроба Господня и ушли. А англикане остались.

075-Церковь Иммануэль
Церковь Иммануэль
077-Церковь Иммануэль

076-Церковь Иммануэль
079-Церковь Иммануэль
080-Церковь Иммануэль
081-Церковь Иммануэль
082-Церковь Иммануэль
083-Церковь Иммануэль
084-Церковь Иммануэль

078-Церковь Иммануэль

-Сразу видно, что церковь протестантская: ни украшений, ни икон. Только витражи на окнах.

086-Армянский квартал
Армянский квартал
087-Армянский квартал
105-Карта

Выйдя из церкви, углубились в Армянский квартал – самый маленький, тихий и безлюдный и четырех кварталов Старого города. В 22-00 ворота в него закрываются.

088-Армянский квартал
089-Армянский квартал
090-Армянский квартал
092-Еврейский квартал

091-Армянский квартал

 

-Армения была первой страной, принявшей христианство, а первые армяне-паломники поселились в Иерусалиме еще в конце первого века н.э. Когда-то численность диаспоры достигала 25 тысяч человек, но войны Израиля с арабами ее сильно сократили.

-А сколько в Иерусалиме жителей? –спросили мы.

-858 тысяч, -ответила Таня.- Для сравнения: в Тель-Авиве – 430, а в Хайфе -278 тысяч.

Наконец мы попали в Еврейский квартал.

093-Еврейский квартал
094-Еврейский квартал
Еврейский квартал
095-Еврейский квартал
097-Еврейский квартал
098-Еврейский квартал
099-Еврейский квартал

096-Еврейский квартал
103-Еврейский квартал

102-Еврейский квартал

-После того, как еврейское восстание под руководством Шимона Бар-Кохбы было подавлено императором Адрианом в 130-х годах н.э., Иерусалим был разрушен. На его месте по приказу императора построили римскую колонию, назвав ее Элия Капитолина. Город получил типичную римскую планировку: с севера на юг его пересекала широкая улица Кардо, с востока на запад – Декуманус.

104-Кардо
Кардо
106-Кардо
109-Древняя мостовая
Древняя мостовая
110-Колонны

108-Мозаика
115-Сувенирный магазин
116-Сувенирный магазин
117-Кардо
118-Раскопки
119-Кардо

107-Магазин

-Перед нами – остатки Кардо с колоннами, найденные при раскопках Еврейского квартала в 1969 году. Оригинальная мостовая находится на несколько метров ниже современного уровня улицы. Эти раскопки решили использовать с толком: в древних помещениях теперь магазинчики расположены.

-На одной из стен художник изобразил, как выглядела Кардо в период расцвета, не забыв (при этом) и пошутить.

111-Картина
112-Картина
114-Картина

113-Картина

 

-В 1492 году (год открытия Америки) испанская королевская чета Изабелла и Фердинанд издала указ, согласно которому все евреи в 3-х месячный срок обязаны были или креститься, или покинуть страну. Евреи перебрались в Португалию, где чуть позже тоже самое произошло. Часть евреев перебралась в Северную Европу, остальных приняла Османская империя, в которой разным религиозным общинам разрешено было свободное отправление культа и жизнь по собственным религиозным законам. Тут евреи и развернулись. В изготовлении сукна (например) они такого мастерства достигли, что получили подряд на обмундирование всей Османской армии.

120-Еврейский квартал

Двигаясь дальше, добрались до синагоги Хурва (ивр.-«руины»). Построили ее в начале 18 века, а уже в 1721 году синагогу разрушили мусульмане. 140 лет синагога пролежала в развалинах, пока в 1864 году ее не восстановили. Во время Войны за Независимость (1948 год) в Хурве оборонялись последние защитники Еврейского квартала. Бои тогда за каждый дом шли: захватив очередной, арабы его взрывали. Синагогу разрушили. Восстановили ее только в 2010 году.

121-Синагога Хурва
123-У синагоги Хурва
124-У синагоги Хурва
125-У синагоги Хурва
126-У синагоги Хурва
127-Иерусалимские львы

122-У синагоги Хурва

-На смотровой площадке синагоги в стеклянной будке находится золотая менора (светильник-семисвечник) в натуральную величину. Именно такая менора (созданная самим Всевышним) находилась в Скинии Завета. Говорят, что Моисей даже по описанию сделать менору не смог. Пришлось Богу самому ее создать. Для зажигания меноры использовалось оливковое масло только первого отжима.

128-Менора
130-Смотровая площадка с менорой

129-Менора

Вид со смотровой площадки открывался превосходный: тут тебе и Храмовая гора со Стеной Плача, и Масличная гора.

131-Масличная гора
Масличная гора
133-Масличная гора
132-Стена Плача
Стена Плача
134-Стена Плача
135-Мусорные ворота

Вскоре, преодолев металлоискатели, оказались там и мы. Собственно говоря, Стена (Западная) Плача – фрагмент колоссального фундамента, на котором две тысячи лет назад стоял разрушенный Храм.

137-Карта

136-У Мусорных ворот

Подход к Стене раздельный: слева – для мужчин, справа – для женщин. Перед тем, как подойти к Стене и вложить в нее записку с просьбой к Богу, приличные люди моют руки в специальном рукомойнике и надевают одноразовую ермолку (бесплатно взять можно).

138-Стена плача
140-Стена Плача
141-Стена Плача
142-Рукомойник
143-У стены Плача

139-Стена Плача
144-Мезуза
Мезуза
145-У Храмовой горы
У Храмовой горы
149-Храмовая гора

146-У Храмовой Горы

После Стены Плача отправились мы в Археологический парк, примыкающий к Стене Плача. По дороге наткнулись на шумную праздничную толпу с воздушными шариками. Таня пояснила, что празднуют бар-мицву. Это как бы вступление во взрослую жизнь, когда человек начинает сам отвечать за свои поступки. У мальчиков этот возраст – 12 лет и один день, у девочек – 13 лет и один день.

147-Бар-мицва
Бар-Мицва
150-Бар-мицва

Билет в парк стоил 30 шекелей.

151-Вид на Масличную гору
Вид на Масличную гору
148-Археологический музей
Археологический парк
156-Археологический парк
162-Археологический парк

155-Археологический парк

153-Археологический парк
159-Археологический парк
160-Археологический парк

152-Археологический парк

Для начала нам продемонстрировали небольшой исторический фильм о периоде Второго храма, а после мы вдоволь полазили по развалинам.

157-Арка Робинсона
Арка Робинсона
164-Арка Робинсона

163-Арка Робинсона
154-Арка Робинсона
158-Арка Робинсона

Таня показала нам Арку Робинсона – остатки моста, который вел в Храм и картинку, как мост этот выглядел. По этому мосту в Храм Иисус Христос входил.

Рядом с мостом находились десятки микв для ритуального омовения перед входом в Храм.

165-Миква
Миква
166-Миква
-Призывы к чистоте еще в эпоху Хасмонеев начались. Найдена была керамическая водопроводная труба второго века до н.э. В некоторых миквах с головой погрузиться можно было.

Лично мне в музее при парке больше всего понравилась увеличенная реплика той самой половины финикийского шекеля, которая служила платой за вход в храм.

167-Археологический музей
168-Половина шекеля
Половина финикийского шекеля
169-Бронзовые монеты
170-Археологический музей

Выйдя через Мусорные ворота из Старого города, пошли вдоль южной стены. Таня предложила пойти вдоль восточной стены города, чтобы пройти по Виа Долороза – Крестному пути Христа. Хоть путь и не близкий.

161-Мусорные ворота
Мусорные ворота
171-Колокольня церкви Вознесения
Колокольня церкви Вознесения
172-Храмовая гора
Храмовая гора
202-Карта

Завернув за угол, наткнулись на остатки лестницы.

173-Вход в храм
175-Лестница
176-Лестница
177-лестница

174-Вход в храм

-Справа в стене три замурованные арки – это так называемые ворота Хульды. Обратите внимание на лестницу: ступеньки не одинаковы. Где широкие, где узкие – по этой лестнице нельзя бежать, только восхождение возможно. Здесь кругом дикое количество микв.

177-Миква
179-Трехцветная кошка
180-Обломки
181-Могилы

178-Саркофаг
182-Долина Кидрон
Долина Кидрон
184-Мечеть Аль-Акса
Мечеть Аль-Акса

-На Масличной горе до сих пор хоронят, только очень уж дорого. Там же православный монастырь Марии Магдалины. Ниже и левее его – церковь Всех Наций с прилегающим к ней (слева) Гефсиманским садом.

183-Масличная гора
Масличная гора
190-Кладбище на Масличной горе
189-Монастырь Марии Магдалины на Масличной горе
Монастырь Марии Магдалины на Масличной горе
194-Монастырь Марии Магдалины и церковь Всех Наций
Монастырь Марии Магдалины и церковь Всех Наций
195-церковь Всех Наций и Гефсиманский сад
Церковь Всех Наций и Гефсиманский сад

-Поскольку на Иерусалим у нас всего один день отведен, на Масличную гору мы не пойдем. Тем более, что трое из вас там уже были. Именно с учетом этого обстоятельства я маршрут по Иерусалиму и построила. Чтобы вы новые места посмотрели.

203-Карта

https://www.marshruty.ru/travel/israelposvyatoyzemle/?TravelRouteID=341b6fcb-8877-4474-b0eb-cfb0c814587d&TravelSectionID=0a5626fe-a508-4331-ab11-871a8d84fc07#0a5626fea5084331ab11871a8d84fc07

-Вот там внизу три гробницы: самая левая – Авессалома, посередке – Бней Хейзир, справа – Захарии.

185-Гробница Бней Хейзир и Захарии
Гробница Бней Хейзир и Захарии
186-Гробница Авессалома,Бней Хейзир и Захарии
Гробницы Авессалома, Бней Хейзир и Захарии
187-Гробница Авессалома,Бней Хейзир и Захарии
188-На смотровой площадке

-Вдоль Восточной стены мусульмане свое кладбище устроили: по нему мы и идем.

191-Вдоль восточной стены
192-Вдоль восточной стены
196-Мусульманское кладбище
197-Восточная стена

193-Вдоль восточной стены

-Это – Золотые ворота (Ворота Милосердия), якобы запечатанные турками, потому что существует легенда, что через них въедет Мессия и начнется восстановление Храма. Марк Твен, посетивший Палестину в 1867 году, в книге «Простаки за границей» писал: «Мусульмане неусыпно и с тревогой следят за Золотыми воротами, ибо в одном почтенном предании говорится, что, когда падут эти ворота, падет и ислам, а с ним и Османская империя. Я ничуть не огорчился, заметив, что старые ворота несколько расшатались!». На самом деле Золотые ворота (восьмые по счету ворота Старого города) сохранились с византийских времен, а замуровали их в конце 12 века, когда никаких турок еще не было.

198-Золотые ворота
Золотые ворота

Тут к нам пристали невесть откуда взявшиеся трое арабских подростков с настоятельной просьбой оказать им материальную помощь в размере 10 долларов (или одного, я точно не помню). Таня заметно напряглась: в пределах видимости никого кроме нас (и подростков) не имелось. Арабы в Иерусалиме (тем более в таком тихом месте) вполне и ножиком чикнуть могут.

-Буду большим фотоаппаратом отбиваться, -подумал я.- В случае чего. Тем более, что в нем уже второй аккумулятор садится.

Тем не менее, от арабов нам удалось отделаться (путем их полного игнорирования), а тут мы уже и к Львиным воротам подошли.

199-Львиные ворота
Львиные ворота
200-Львиные ворота
204-Карта

201-Львиные ворота

-Да уж, двоюродные братья наши – мусульмане, -пробормотала Таня.

-По легенде, Сулейману Великолепному приснился сон, в котором пришли два льва и разорвали его на части. Сон истолковали в том смысле, что Иерусалим нужно стенами окружить для защиты от нападений бедуинов-кочевников и (возможных) европейцев. И над Львиными воротами в память этого события появились четыре барельефа, изображающие двух львов (два слева, два справа). На самом деле это не львы, а пантеры, установленные на воротах султаном мамелюков Бейбарсом (пантеры были на гербе султана). Другие названия ворот: Гефсиманские, Овечьи, ворота Девы Марии (неподалеку ее гробница находится), а также ворота Святого Стефана (согласно византийской традиции, Святого Стефана неподалеку от ворот убили). Христиане считают, что Христос перед казнью вошел в Иерусалим именно через Львиные ворота. От этих ворот и начинается Виа Долороза – Крестный путь.

-Здесь же находятся остатки знаменитой купальни, в которой Иисус совершил чудо, описанное в Евангелии от Иоанна (5, 1-9):

«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: Хочешь ли быть здоров?

Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.»

215-Вифезда
Вифезда
216-Вифезда
219-Вифезда

218-Вифезда
221-Вифезда
222-Вифезда

217-Вифезда

-Ворота открывали путь на Храмовую гору с восточной стороны и назывались Овечьими потому, что через них гнали животных для жертвоприношений. Во времена Второго Храма здесь находились два бассейна, построенных еще Хасмонеями как водосборник.

 
224-Церковь Св.Анны

-Справа от входа в ворота, в непосредственной близости от крепостной стены, находится католическая церковь Св. Анны. По преданию, на ее месте находился домик родителей Девы Марии – Анны и Иоакима, где они жили во время их визита в Иерусалим (сами они из Назарета были), здесь же и родилась Дева Мария. Анна и Иоаким были бездетны и мечтали о ребенке. Уже когда они находились в преклонном возрасте, ангел сообщил им, что их просьба услышана.

206-Церковь Св.Анны
Церковь Св. Анны
205-Церковь Св.Анны

-Сохранились руины большой византийской базилики конца 5 века над мостом, отделявшим северный бассейн от южного, небольшой докрестоностской церквушки над северным водоемом и остатки пяти портиков, окружавших и разделявших бассейны. Базилика посвящена была «Святой Марии у Овечьих» и называлась Мария Пробатика. Первый раз ее разрушили персы в 614 году, второй раз – арабы в 1010 году. Во дворе выставлена надгробная плита дьякона церкви Марии Пробатики.

220-Церковь Марии Пробатика
223-Надгробная плита дьякона церкви Марии Пробатики
Надгробная плита дьякона церкви Марии Пробатики

-Пришедшие в Иерусалим крестоносцы примерно в 1130 над пещерами, хранящими память о Св. Марии, построили просторную базилику в романском стиле и назвали ее в честь матери Марии, Св. Анны. На данный момент это самая хорошо сохранившаяся постройка крестоносцев на Святой Земле.

207-Церковь Св.Анны
Церковь Св. Анны
 
209-Церковь Св.Анны
210-Церковь Св.Анны
212-Церковь Св.Анны
213-Церковь Св.Анны
214-Церковь Св.Анны

211-Церковь Св.Анны

208-Церковь Св.Анны

-Саладин, захвативший Иерусалим в 1192 году, устроил в церкви медресе, а с приходом турок храм забросили. В 1856 году турки в благодарность за участие в Крымской войне подарили церковь французам. В 1878 году храм передали католическому миссионерскому обществу «Белые отцы», ведущему свою деятельность в Африке и основанном кардиналом Шарлем Левижери. Приготовьте деньги, посещение церкви стоит 8 шекелей.

225-Белые отцы
Белые отцы
228-Белые отцы
226-Памятник кардиналу Лавижери
Памятник кардиналу Лавижери

Подсуетившись, я купил в церковной лавке три открытки и отличную карту Иерусалима на русском, отдав за все 26 шекелей.

227-Церковная лавка

Покинув церковь, отправились по Via Dolorosa, Крестному Пути Иисуса. На нем принято считать 14 остановок Христа.

229-Via Dolorosa
Via Dolorosa
230-Via Dolorosa
231-Via Dolorosa

-1-я остановка на этом пути – Претория, резиденция римского прокуратора Понтия Пилата, место осуждения Иисуса на смерть. Когда то здесь, на территории крепости Антония, Претория и находилась. От нее ничего не сохранилось и теперь на этом месте находится женский католический монастырь «Сестры Сиона». Монастырю также принадлежит арка Esse Homo («Се, Человек»). Считается, что именно в этой арке Понтий Пилат сказал эти слова, когда Иисус предстал перед ним. Только вот арок – две: одна в часовне, другая – на улице. И обе, скорее всего, более позднего времени.

232-Монастырь Сестры Сиона
Монастырь сестер Сиона
233-Монастырь Сестры Сиона
235-Монастырь Сестры Сиона. Арка

234-Монастырь Сестры Сиона
237-Монастырь Сестры Сиона
238-Монастырь Сестры Сиона
239-Монастырь Сестры Сиона

236-Монастырь Сестры Сиона

-К монастырю примыкает греческий православный храм, построенный на месте тюрьмы Претории. В ней сидел Иисус.

256-Темница Христа
Темница Христа
257-Темница Христа

-2-я остановка – францисканская церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец.

240-церковь Бичевания
Церковь Бичевания
254-Вторая остановка
Вторая остановка
242-церковь Бичевания
243-церковь Бичевания
244-церковь Бичевания
245-церковь Бичевания
246-церковь Бичевания
247-церковь Бичевания
248-церковь Бичевания
251-церковь Бичевания
252-церковь Бичевания
253-церковь Бичевания

241-церковь Бичевания
250-церковь Бичевания

249-церковь Бичевания

-3-я остановка – место первого падения Иисуса под тяжестью Креста. Здесь имеется небольшая католическая часовня, построенная на деньги польских солдат после Второй мировой войны.

258-Третья станция
Третья остановка
255-Третья остановка

К третьей остановке мы уже зубами от холода стучали. Таня подошла к какой то двери, набрала код и мы оказались на территории Австрийского странноприимного дома (хостела).

259-Австрийский хоспис
Австрийский хостел
349-Карта

-Построен в 1857 году, в 1869 году в нем в качестве паломника останавливался император Франц Иосиф. В 1933 году дом надстроили третьим этажом, в 1939 году англичане конфисковали здание в рамках борьбы с темплерами и устроили в нем госпиталь, с 1948 по 1967 здесь располагался иорданский госпиталь, а после Шестидневной войны здание вернули Австрии. Сейчас здесь снова гостиница для пилигримов, имеется замечательное венское кафе – в нем мы и перекусим.

260-Венское кафе

Замечательное местечко оказалось, правда и цены были немаленькие: яблочный пунш – 15, штрудель – 23, а венский шницель – аж 46 шекелей. В кафе принимали только наличные. Да и без Тани мы бы сюда просто не попали: места знать надо.

262-Штрудель
Штрудель
263-Шницель
Венский шницель
265-Только наличные

264-Яблочный Пунш

Подкрепившись, пошли по Крестному Пути дальше.

267-Четвертая остановка
Четвертая остановка
266-Четвертая остановка

-4-я остановка – место встречи Иисуса Христа с Матерью. Находится в здании, которое принадлежит армянской церкви и называется «Скорбящая Мать». Церковь построена в 1881 году на руинах византийской церкви Св. Софии. Мозаика в крипте церкви изображает отпечаток двух подошв, обозначающих место, где стояла Мария и наблюдала, как ее сына проводят мимо. Место встреч Иисуса и его матери отмечено небольшой капеллой, над дверью которой барельеф, изображающий Иисуса и Марию.

268-Пятая остановка
Пятая остановка
269-Пятая остановка

-5-остановка – на углу, где Виа Долороза поворачивает направо. В этом месте римские солдаты, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от Креста.

270-След от руки Иисуса
След от руки Иисуса
271-Пятая остановка
Пятая остановка

-6-я остановка – встреча с Вероникой. Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с эти церковь причислила ее к лику святых. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в соборе Святого Петра в Риме. Шестая остановка отмечена часовней Святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.

273-Шестая остановка
Шестая остановка

-7-я остановка - маленькая коптская церковь, а также красный гранитный столб, оставшийся от Верхнего Кардо, отмечают место, где Иисус упал второй раз. По христианской традиции здесь находились городские ворота, о порог которых Иисус и споткнулся (с этим активно не согласна Русская православная церковь, которая показывает «Порог Судных врат» в Александровском подворье).

274-Седьмая остановка
Седьмая остановка
275-Иерусалим

-8-я остановка – обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским. За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: «Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям». Тем самым он предсказывал скорое разрушение Иерусалима. Здесь находится часовня Святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.

276-Восьмая остановка
Восьмая остановка

-9-я остановка – найти ее труднее всего. Вот эта зеленая дверь ведет в эфиопский монастырь, за стеной виден купол храма Гроба Господня. Рядом – коптский монастырь. Здесь Иисус впервые увидел Голгофу, отчего упал под Крестом в третий раз. Остальные пять остановок находятся внутри храма Гроба Господня и никак не обозначены – их и так все знают.

277-Иерусалим
278-Иерусалим
279-Дверь в эфиопский монастырь
280-Девятая остановка
281-Девятая остановка
Девятая остановка
282-Коптский монастырь
Коптский монастырь

Повернув налево от коптского монастыря, оказались на крыше храма Гроба Господня.

283-На крыше
На крыше
286-На крыше
289-На крыше

284-На крыше

-Здесь крестоносцы организовали монастырь для каноников, охраняющих Гроб Господень. Все эти арки крестоносцами устроены. А странные домики непрезентабельного вида – эфиопский монастырь, посвященный царю Соломону.

287-Арки
Арки
288-Арки
290-Арки

285-Купол Армянской Капеллы Святого Григория
Купол армянской капеллы Св.Григория

-Храм поделен между шестью различными христианскими общинами — католической, греческо-православной, армянской (этим трем принадлежат 70 процентов церковной площади), коптской, сирийской и эфиопской (последней только крыша досталась).

291-Эфиопский монастырь
Эфиопский монастырь
292-Эфиопский монастырь
293-Эфиопский монастырь

-Пройдем через эфиопский монастырь: если есть мелочь – нужно в миску бросить.

294-Эфиопский монастырь
Эфиопский монастырь
295-Эфиопский монастырь
296-Эфиопский монастырь

Бросив мелочь и спустившись вниз, оказались во дворе перед главным (южным) входом в храм.

-Справа от входа часовня с куполом – это 10-я остановка: Капелла Деления Риз, где с Иисуса перед распятием сорвали одежду.

297-Капелла Деления Одежд
Капелла Деления Риз

-Пойдем свечи покупать. Те самые пучки из 33 свечей – по числу лет жизни Иисуса.

Мы увидели знакомый магазин, но Таня повела нас в другой, рядом.

298-Знакомый магазин

Купил пучок один я, а заодно и золотой восьмиконечный крест паломника (180 долларов) – осуществил мечту девятилетней давности. И повесил на цепочку вместо мальтийского, а мальтийский положил в карман.

299-Жемчужина Востока
302-Крестик

300-Портик
301-Арка
350-Карта

-Храм Гроба Господня – самое безопасное место не только в Иерусалиме, но и во всем Израиле, -сообщила нам Таня.- Никаких металлоискателей при входе, хоть с чемоданом сюда заходи. Мусульмане также чтут пророка Ису.

303-Перед входом в храм Гроба Господня
Перед входом в храм Гроба Господня
304-Вход в храм

Когда-то я подробно описал экскурсию по храму Гроба Господня.

https://www.marshruty.ru/travel/israelposvyatoyzemle/?TravelRouteID=341b6fcb-8877-4474-b0eb-cfb0c814587d&TravelSectionID=062c3557-deda-47a0-bb08-d2dd9bc13d2e#062c3557deda47a0bb08d2dd9bc13d2e

За 9 прошедших с момента экскурсии лет в храме почти ничего не изменилось.

305-Прибивание к Кресту
Прибивание к Кресту
320-Кафоликон
Кафоликон

Разве что в Кафоликон пускать перестали всех, даже православных. Мы с Люсей отстояли очередь в Кувуклию, несмотря на возражения жены и свояченицы.

319-Вход в Кувуклию
Вход в Кувуклию

-Раз за девять лет оказавшись в Иерусалиме, да еще и в храме Гроба Господня, не навестить этот самый Гроб – непростительно, -пояснил я.

317-Эмалевые портреты 12 апостолов и Иисуса над входом в Кувукли
Эмалевые портреты 12 апостолов и Иисуса над входом в Кувуклию

После посещения Кувуклии я возжег свечи, а потом мы все вместе поднялись на Голгофу.

318-Зажжение свечей
Зажжение свечей

306-Мария, горюющая о смерти Иисуса
Мария, тоскующая о смерти Иисуса
307-Голгофа
Голгофа
311-Лестница на Голгофу
Лестница на Голгофу

308-Распятие на Голгофе
Распятие на Голгофе
309-Распятие на Голгофе
310-Распятие на Голгофе
321-храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня
 
323-храм Гроба Господня
324-храм Гроба Господня

322-храм Гроба Господня

Побродив по храму, спустились вниз, в капеллу Св. Елены. Тут я с удивлением обнаружил, что каменная плита, под которой большая часть Животворящего Креста покоится, популярностью не пользуется. Свечи на ней не ставят, крестики нательные не освящают. Зато по-прежнему большой популярностью пользуется Камень Помазания.

325-Капелла Св.Елены
Капелла Св.Елены
327-Капелла Св.Елены
328-Капелла Св.Елены
329-Капелла Св.Елены
330-Капелла Св.Елены
331-Капелла Св.Елены
332-Капелла Св.Елены

326-Капелла Св.Елены
313-Снятие с Креста
Снятие с Креста
314-Лампады

315--Камень Помазания
Камень Помазания
312-Камень Помазания
316-Часовня
Часовня
333-Часть Голгофы с пролитой кровью Христа
Часть Голгофы с пролитой кровью Христа

Выйдя из храма, отправились в Александровское подворье с церковью Александра Невского.

351-Карта
334-Александровское подворье

Вход туда стоил пять шекелей.

335-Александровское подворье
336-Александровское подворье

Полюбовались на Порог Судных Врат с положенным рядом с ним подлинным куском Голгофы и установленным распятием.

337-Порог Судных Врат
Порог Судных Врат

-С левой стороны от ворот в древней стене сохранилось так называемое «игольное ушко». Русская традиция считает, что именно этот проем послужил основой для известного высказывания: «проще верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство небесное».

344-Игольное ушко
Игольное ушко

В Подворье очень много икон и при этом еще сумрачнее, чем в храме Гроба Господня.

338-Александровское подворье
340-Александровское подворье
341-Александровское подворье
342-Александровское подворье
343-Александровское подворье

339-Александровское подворье
345-Вериги русского паломника Петра, скончавшегося в Иерусалиме
Вериги русского паломника Петра, скончавшегося в Иерусалиме в 1865 году
346-Царская гостиная в Александровском подворье
Царская гостиная
348-Царская гостиная в Александровском подворье

347-Царская гостиная в Александровском подворье

Выйдя на улицу, побрели к стоянке. Пора было возвращаться, устали зверски и промерзли.

352-Вечерний Иерусалим
Вечерний Иерусалим
353-Вечерний Иерусалим

Проходя мимо представительства Мальтийского ордена, Таня показала нам мальтийский крест на садовой решетке.

354-Мальтийский крест

-У меня такой есть, -похвастался я, доставая золотой мальтийский крест из кармана.- На Мальте купил.

-У Вас, Толя, в каждом кармане по кресту? –спросила Таня.

-Да нет, -ответил я.- Не в каждом.

И год спустя подарил мальтийский крест пятилетнему внуку. У него идея возникла – сокровища копить.

355-Вечерний Иерусалим
Вечерний Иерусалим
357-Вечерний Иерусалим
358-Вечерний Иерусалим

356-Вечерний Иерусалим
359-Вечерний Иерусалим
360-Вечерний Иерусалим
361-Вечерний Иерусалим
362-Вечерний Иерусалим

По дороге в Тель-Авив болтали. Таня рассказывала, что жизнь в Израиле – вовсе не сахар. 1 кг мороженого мяса – 60 шекелей. Вспомнили арабских подростков, приставших к нам на мусульманском кладбище.

-Израиль – это вилла в джунглях, -глубокомысленно заметила Таня.

Высадила она нас у дешевого магазина на улице Бен-Иегуда, 79. Бутылка вина «Баркан» стоила в нем 33 шекеля (вместо 42). Купили там селедку, сосиски, молодую картошку, шпроты, помидоры, огурцы, печень трески – дома решили поужинать. Там же я прикупил бутылку бостонского пива «Самуэль Адамс» за 15 шекелей – очень оно мне в Бостоне понравилось.

363-Пиво

В апартаментах все было убрано и переставлено с места на место. Ужин удался вполне.

364-Скромный ужин

Из «Писем на Родинку»:

Мы сегодня целый день в Иерусалиме были. С утра до вечера. Тут похолодало слегка, так что я по-московски оделся. Как капуста. Замшевые сапоги, плюс легкий свитер, плюс толстовка, плюс псевдозамшевая куртка, купленная на Голливудском бульваре в Лос - Анжелесе. Нормально, в общем. Прошли по Виа Долороза. Храм Гроба Господня навестили, естественно. Я золотой крест паломника купил. Цены - кошмар какой-то. Да, еще венские шницели со штруделями в австрийском хостеле попробовали. В ненавистном (Пилатом) городе Ершалаим. Чума, в общем.

Вечером вспомнили, что в 2-этажных апартаментах живем. Сварили картошку и сосиски, селедку  маринованную съели .Жаль возвращаться. Но придется.

08 февраля 2016 года

 

Анатолий Новак,

05 ноября 2017 года

Read Full Article